Богашевская средняя общеобразовательная школа
им. А. И. Фёдорова
РЕФЕРАТ
Тема: Славянские орнаменты при работе в среде
программирования Logo Writer
Учащаяся:
Никитина
Дарья Ивановна
класс 7 а
Руководитель:
Королёва
Ольга Викторовна
с. Богашево - 2003 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
§ 2. Древние славянские символы.
§ 3. Орнаменты в быту древних
славян.
Глава 2. Алгоритмы построения
орнаментов на языке Logo Writer.
§ 1. Основные алгоритмические
конструкции, используемые для построения орнаментов.
«Вне памяти, вне традиций истории и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека».
«Два чувства дивно близки нам,
в них обретает сердце пищу:
любовь к родному пепелищу,
любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
по воле Бога самого
самостоянье человека,
залог величия его».
А. С. Пушкин
Знания чаще всего сокрыты в символах, образах, цифрах, нотах, буквах, узорах. Из знаков и образов плетётся: речь, песня, обряды, вышивка, резьба. Более глубинное их значение дано знать не всем, но ощущение гармонии, меры и красоты через творчество – верные шаги к истине.
Символика является наследием истории человечества, когда люди стали выражать свои мысли, своё мироощущение посредством условных знаков. Изучение древней культовой символики раскрывает духовный мир человеческих обществ в дописьменную эпоху.
Трудно проследить историю символики. Причина этого в том, что для изображений использовались недолговечные материалы – кора, кожа, дерево, глина. Большинство примеров символики древности дошли до нас из 2-1 тыс. лет до н. э., когда уже происходил отход от использования символов и стали применяться как орнамент или как зафиксированные обычаем священные знаки.
Орнамент – это
язык тысячелетий, он старше всех произведений искусств. У народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни
единой праздной линии: каждая черта тут имеет свое значение, является словом,
фразой, выражением известных понятий, представлений. Излюбленные три цвета у
русских: белый, красный и черный имеют свою символику. Красный цвет у многих
народов древности символизировал животворящие силы природы, ему приписывалось магическое
свойство - способствовать жизненным силам человека. Черный цвет - смерть, конец
жизни, белый - пространство, в котором прибывают жизнь и смерть.
Символы, знаки, орнаменты – удивительная книга о жизни и верованиях наших далёких предков, листки которой большей частью утеряны. И видимо осталось то, что должно было остаться вечно. Для славянина мир был живой, одухотворен. Изба не строится, она рождается, она мыслит, она думает: «Изба-старуха челюстью порога жует полночный мякиш тишины» С. Есенин. Эта духовность наших предков сегодня забыта. Не может у народа быть будущего, если забыто прошлое, забыта своя культура. Возрождение культуры можно начинать в любой деятельности, в том числе и на уроках информатики. На Лого можно легко создавать графические символы и орнаменты славянской культуры, одновременно знакомясь и как бы подсознательно «вспоминая» давно ушедшие образы нашего мира.
Цель работы: изучение символики славянских орнаментов из литературных источников и разработка алгоритмов построения некоторых славянских орнаментов в среде Logo Writer.
Для
выполнения работы использовались: методическая
разработка «Основы орнаментальной композиции при работе в графических
компьютерных средах в пространстве славянской культуры» заозёрного
архитектурно-художественного лицея г. Томска; учебное пособие «Я и черепашка», Н.В. Болотова и Е.В.
Кузнецов; Практикум по информатике в среде LogoWriter, А.Г. Юдина.
Самый древний орнамент - геометрический. Для народного ткачества в целом характерна строгая геометричность всех узоров. Растительные или зооморфные мотивы, а также узоры с изображением человеческих фигур сильно геометризированы и превращены в орнамент, подчиненный строгим линейным ритмам.
Геометрические фигуры, из которых складываются простейшие узоры, несли когда-то большую смысловую нагрузку, олицетворяя силы природы и являясь охранными знаками. Ими украшались все предметы быта, одежда и сам дом.
В славянском декоративно-прикладном искусстве часто встречается крест. Прямой равноконечный крест – образ солнца. Наконечный крест связывается с огнем земным, который представлялся разновидностью огня небесного. Если крестообразные узоры в центре круга и квадрата ещё могут означать и освещённые четыре стороны света, то свастика 4-6-8-12-ю лучами всегда является знаком вращающегося солнца. И называют его до сих пор коловоротом. Коловорот – древнеславянский знак солнца. Считается оберегом от всех темных сил. Слово "коло" в русском языке означает "круг", "колесо", "сворот" - вращение. Равносторонний крест является знаком справедливости, добра, равновесия. Чаще его изображают с наконечниками, вращающимися в правую сторону - это знак деятельный, реальной справедливости (рис. 1).
Коль человек потомок огня, существо светящееся, творящее, то и огонь души обозначали в вышивке яркими точками - красными или разноцветными. Если есть вера и любовь, значит, есть огонь души. Сама Душа это сгусток положительной энергии с крыльями. Число перьев на ней также должно соответствовать сакральным числам. Душа, как символ, в прикладном творчестве похожа на птицу (рис. 2).
Схемы водной стихии узнаваемы и разнообразны. Древний орнамент воды геометричен, это время когда люди не умели рисовать плавные линии (рис. 3). Особенно любили украшать таким рисунком чаши для воды, питья, вина, жертвенные чаши. Излюблена и змеиная тема. Змея у славян - символ первой воды, весны, тепла. Сезонные календари часто отражают образ змей. Змея, значит весна, лето.
Одинарные,
двойные и тройные облака, несущие небесную влагу изображались с дождем и без
дождя. В резьбе такие узоры принято называть "хляби небесные".
Дождевые облака выглядят и как женская грудь, ведь дождь считался небесным
молоком, кормящим землю (рис. 4).
Во всех узорах преобладает тема плодородия земли. Ромб у древних славян почитался универсальным символом плодородия и чадородия, т.е. символом женского начала в природе, неразрывно связанный с представлениями о Матери-Прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа. В геометрическом орнаменте это воплощается в фигуру ромба с крючками на верхней и нижней вершинах. Женщины по-простому называют его "лягушка" или "ромб-лягушка" (рис. 5).
С переходом кочевых племен к оседлости появились загоны-хлевы, огороженные жердями, и жилища - срубы. Было сделано величайшее открытие - открыт принцип четырехкратности времени, пространства (четыре стороны света, четыре времени года). Отсюда ромб связывался у древних с представлениями о цикличности времени, когда человек уже осознавал основные положения в суточности движения солнца - восход, зенит, закат. Как и в природе, в жизни человека последовательно сменяются периоды: рождения, расцвета, зрелости, увядания – старости, подобно тому, как расцветала и умирала из года в год природа. Поэтому древние земледельцы видели в природе повторение явлений. Не изменение, не исчезновение, а повторение являлось определяющим мотивом их сознания и поведения. И это передается в изображении ромба крючками на вершинах. С другой стороны - для земледельца 4 стороны света связывались со сторонами его прямоугольного жилища [1].
Рис. 1. Коловорот – образ солнца.
Рис. 2. Символ Души.
Рис. 3. Символы воды.
Рис. 4. Дождевые облака.
Рис. 5. Символ плодородия - женского начала в природе.
§ 2. Древние славянские символы.
Очень часто в геометрических тканых орнаментах встречается мотив руки – ладони (рис. 6 а). Ладонь (Лада) - кисть руки была синонимичной кисти (пучку) растений, что было актуально для сознания ранних земледельцев. С воздетыми руками изображали богиню Ладу - покровительницу брака, семьи, любви, веселья и всякого благополучия. Ее, Ладу до сих пор во многих традиционных обрядах величают, поют песни, и руками о руки или о стол ударяя. По-видимому, хлопая в ладони или ударяя ладонями по столу, язычники тем самым "устанавливали" связь с божеством, просили у нее веселого, благостного житья. А изображение скрещенных ладоней на узорах полотенец являются знаками этого божества.
Землю в смысле участка, дающего урожай, представляли в форме квадратов, прямоугольников, покрытых густой сеткой, т.е. засеянную. Между полосок земли и воды помещали зерна. Главная тема Земли, плодородия, чадородия преобладает в русском узоре. Образ Земли - излюбленный в вышивке.
Изображение священного дерева встречается у всех народов мира (рис. 6 б). В одной из русских сказок герой взбирается по дереву на небо. Сибирские шаманы на обрядовом месте ставили Дерево и выполняли возле него все действия. В христианский праздник Вознесения Христа русские пекли из теста маленькие лестницы и представляли, что на небо можно взойти по дереву или по лестнице. Библия называет священное дерево "Древом жизни", при этом сказано, что оно находится "посреди сада", под чем подразумевается центр мира. Корни Древа уходят в неведомые глубины, вершиной своей уходит в небо. Можно встретить изображение Древа, обвитого Змием. Змея - символ времени, спирального движения и повторения, мудрости и осторожности, и начинается это все от корней человека, нации, человечества (рис. 6 в).
Мировое дерево мыслилось воплощением Великой Матери мира - Земли.
На Руси деревом богини стала береза. Весной девушки приносят дары березкам, гадают на них, обряжают одну из девиц березовыми ветками, венком и посвящают песни Ладе, прося любви и замужества, деторождения. В давние времена если уж наказывали ребенка, то обязательно березовым прутом, как ритуал жертвоприношения за грехи, чтобы Матерь-судьба не разозлилась.
В древнейших жилищах славян обязательно стояло дерево-столб, держащее крышу. Дерево-столб символизировал женщину, древние всегда считали, что дом, жилище держится именно на женщине. Столб поддерживает крышу дома, как мировое дерево-небосвод. Мировое дерево - это опора вселенной, столб, подпирающий небо.
Растительные мотивы преобладают в деревянной резьбе, в вышивке южных славян. Растительный мир - образ Яви - проявленной жизни, ростки и цветы - символ земной жизни (рис.6 г). Образы растений разные, это зависит от того, какие растения считаются в данной местности чистыми, священными. На юге - роза, барвинок, в средней полосе - василек, папоротник, на севере - хвойные веточки, купальница.
Меандрово-спиралевидные изображения восходят к временам палеолита. Одна из древнейших спиралей - на бивне мамонта найдена на территории Западной Сибири. Спирали популярны в украшениях, особенно на височных кольцах, в фибулах, диадемах, пряжках, спиральным орнаментом украшали головные уборы.
Божества со спиралью, сидящих верхом на волке, найдены на территории России, Прикамья. Образ волка и змеи были воплощением демонов преисподней (рис. 6 д). А лабиринт - это ловушка, путь по которому необходимо найти выход. Но лабиринт
а б в г д е
Рис.
6. Древние славянские символы.
Рис. 7. Полотенца.
считается и домом, крепостью. Лабиринт у многих народов отображает и небо. Пол во многих храмах сделан наподобие лабиринта. Пол - земля отражает небо. И Небо и Подземные миры, где все подвластно вечному движению, повторению через жизнь и судьбы людей представлялись предкам в схеме лабиринта.
Спираль - один из глубочайших символов Вселенной (рис. 6 е). И космос сам испещрен и пронизан спиралями - галактиками, вакуумными квантовыми вихрями. Вселенная как "Супер-ЭВМ" образует с человеческим мозгом своеобразный биокомпьютер, работающий в соответствии с торсионными законами, то есть по принципам все той же скрученной спирали. Философы-диалектики всех времен в один голос утверждали: природа, история, род людской развивается по спирали. Вот почему нет сомнения, что между спиральными закономерностями Космоса и спиралевидным узором на человеческих пальцах существует прямая связь. Всеобщая спиральная запрограммированность неизбежно проявляется и в духовной жизни людей, в их быте, обрядах, обычаях, верованиях и конечно нашли свое отражение в декоративно-прикладном искусстве.
§ 3. Орнаменты в быту древних славян.
Внешний
облик, красота руссов всегда вызывали восторженные отклики у купцов и
путешественников. Они обязательно отмечали их высокий рост, особую статность,
горделивую осанку, яркий румянец, русые волосы и спокойный характер.
Красота
внешняя и духовная воспета в русских сказках, былинах, в народных песнях.
Народный костюм подчёркивает все эти национальные качества, подчёркивая
природный дар видения красоты.
Одежда славян
имеет свои главные отличительные черты: свободный покрой, расширенные к низу
подолы и рукава, напоминающие образ птицы. Лебединые рукава присутствуют почти
у всех женщин в сказках. Именно женщина умела сотворять чудеса на земле и
именно она сотворяла и одаривала, стоило ей только «рукой махнуть». Ритм
геометричных деталей дают костюму характер уравновешенности и надёжности.
Русский костюм всегда богато украшен: вышивкой, мехом, серебряной и золотой
нитью, жемчугом. Излюбленные цвета – контрастные, которые подчёркивают силу
стихии. Преобладающий
цвет - красный. В русском фольклоре слово "красный" является
синонимом слов "красивый", "прекрасный" (красная девица,
красное солнышко, красный угол, Красная площадь). Красный цвет чаще всего
сочетается с белым. Это сочетание дополнялось иногда золотисто - желтым, зеленым,
черным, ярко-розовым, васильково-синим, фиолетовым, что определяло приподнятый
мажорный колористический строй.
Неотъемлемая
часть мужского костюма – пояс. В женском костюме решает всю композицию головной
убор.
Полотенце –
самый распространенный вид народного искусства в интерьере, в быту, в обрядах и
до сих пор. Они хранят и несут богатую информацию из прошлого в настоящее. Полотенца,
праздничные поневы, покосные блузы, подзоры в “красном” углу светлицы,
украшенные осмысленным повествующим орнаментом, не что иное, как древний
славяно-русский календарь (рис. 7). К сожалению, многие «листки» этого
календаря утеряны. А ведь еще в начале
нашего века без полотенца не обходился ни один обряд и праздник. Рождество,
Масленица, Пасха, чествование урожая, «летние святки», свадебные обряды, постройка дома, рождение и крещение
детей, похоронный обряд, ритуальные торжества аграрного цикла - наиболее
древние в отечественной культуре.
С древнейших времен
человеческого общества пояс
рассматривался как символ дороги, некий оберег, магический объект, способствующий благополучию и удаче. Народ верил в могущественную
силу пояса. Об этом свидетельствуют рукописные книги простонародной медицины,
где пояс рассматривался как оберег.
Чаще на поясах замечены
узоры — ромбы с крючками. Изображения богини древа в вышивках очень часто также
ромбовидны, ромбу придавалось магическое свойство. Как символ плодородия ромб
был связан с магией входа в новое жилище, в хозяйственные постройки. Ромбы,
круги, свастики имели значение амулетов, несущих огонь, тепло, жизнь. О большом значении, которое
придавалось поясу, свидетельствуют меткие народные выражения, связанные со словом «пояс». Например, «распоясаться» означает утратить
приличие поведения. По русским поверьям,
ходить без пояса было также «грешно»,
как и без креста. В русском
фольклоре «без креста, без пояса» появляются отрицательные герои [1].
Слово «орнамент» в переводе с латинского и «декор»
(фр.) означает украшение. Орнаментом называют украшение, построенное на
ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных
элементов. Именно эта ритмичность, уравновешенность рождают в нас чувства
покоя и гармонии. Все сущее упорядочено ритмами: сезоны, сердцебиение, музыка,
смена дня и ночи, жизнь и смерть...
Между понятиями орнамент и
узор есть различия, не всякий узор можно считать орнаментом.
Узор - это рисунок. Различные линии, формы, краски в нем могут
располагаться без всякого порядка. Узоры создает окружающая природа. Например,
морозный узор на окне, рисунок природы.
Орнамент состоит из ряда последовательно расположенных элементов.
Соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом.
Самостоятельного значения орнамент не имеет, он служит для украшения и придает
изделию выразительность, красоту, подчеркивает форму и фактуру [4](приложение
1, 2).
По изобразительным мотивам орнамент может
быть:
Народные орнаменты создаются, как правило, на
основе стилизации природных форм, т. е. переработке живой формы в упрощённую
или усложнённую в соответствии со значением орнамента (рис. 9).
Рис. 8. Элементы анималистического и пейзажного
орнамента.
Рис. 9. Элементы антропоморфного орнамента.
Глава 2. Алгоритмы построения орнаментов на языке Logo Writer.
§ 1. Основные алгоритмические конструкции, используемые для построения орнаментов.
С помощью команд перемещения черепашки и команды повторения можно построить достаточно сложные повторяющиеся изображения – орнаменты. Лого также использует процедурный подход, что позволяет обращение к одной и той же процедуре множество раз. Таким образом, можно значительно сократить программу. Процедуры, из которых можно составить любые орнаменты, показаны в таблице.
To kx repeat 4 [fd 5 rt 90] rt 45 pu fd 2 pd fill bk 2 lt 45 end |
закрашенный квадрат |
To lin0 repeat 3 [kx pu rt 90 fd 5 lt 90 pd] end |
горизонтальная линия |
To lin0.5 repeat 2 [kx pu bk 5 pd] end |
вертикальная линия |
To lin1 repeat 3 [kx pu rt 90 fd 5 lt 90 bk5 pd] end |
линия1 |
To lin2 repeat 3 [kx pu lt 90 fd 5 rt 90 bk 5 pd] end |
линия2 |
To lin3 repeat 3 [kx pu fd 5 lt 90 fd 5 rt 90 pd] end |
линия3 |
To lin4 repeat 3 [kx pu fd 5 rt 90 fd 5 lt 90 pd] end |
линия4 |
В результате работы были построены на Лого следующие древне-славянские символы: душа, дерево, основы природы, вода, огонь, ромб-лягушка, спираль (рис. 10). А также - орнаменты, состоящие из древних славянских символов: ромб-лягушка, основы природы, огонь, вода (рис. 11).
Ромб-лягушка построена с использованием двух вспомогательных процедур «ус1» и «ус2», которые вызываются в основной процедуре «узор» (рис. 10, приложение 3).
Душа. Дерево. Основы природы.
Вода. Огонь.
Узор
из символа «Ромб-лягушка».
Спираль.
Рис. 10. Древние славянские символы, созданные на Лого.
Канва.
Рис. 11. Орнаменты, состоящие из древних славянских символов: ромб-лягушка, основы природы, огонь, вода.
Любуясь природой, человек давно заметил в ней бесконечное
множество интересных, причудливых форм и цветовых оттенков, например узоры на
крыльях бабочек, птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки
листьев различных растений и их плодов. Природа для человека источник создания
оригинальных орнаментальных композиций. Со временем человек научился отражать
свои зрительные впечатления на различных материалах. Затем изображения стали
переноситься на бытовые вещи сохраняя закономерное ритмическое начало орнамента.
На Лого можно строить различные орнаменты, используя
процедурный подход, выявив повторяющиеся части рисунка. Процедурный подход дает
возможность значительно сократить программу. Но не всегда бывает это легко
сделать, несмотря на внешнюю простоту и симметричность рисунка. Кроме того,
решение данных задач неоднозначно и зависит от выбора и идеи самого
выполняющего эту работу. Но это всегда увлекательное занятие – найти наиболее
простой алгоритм построения того или иного орнамента или узора.
1.
Методическая разработка
интеграционного курса: «Основы орнаментальной композиции при работе в
графических компьютерных средах в пространстве славянской культуры». Заозёрный
архитектурно-художественный лицей. Томск. 2001 г., с. 6-14, 34.
2.
Н.В.
Болотова Е.В. Кузнецов. Я и черепашка: Учеб. пособие. -
Изд-во Краснояр. университета, 1992.
3.
А.Г.
Юдина. Практикум по информатике в среде LogoWriter: Пособие для учащихся
общеобразоват. учреждений - М.: Мнемозина, 1999.
4.
http://alsenik.narod.ru/prosto/ornament.html
Приложение 1.
Славянские орнаменты, использующие древнюю символику.
Приложение 2.
Разнообразие и красота славянских орнаментов.
Приложение 3.
Программа орнамента, составленного из символа
«ромб-лягушка».