Процесс восприятия человеком цвета невероятно сложен, подчас
особенности человеческого зрения приводят к феноменальным оптическим
иллюзиям, когда нам кажется, что цвет "движется" или наделен такими
параметрами физических объектов, как масса и прозрачность.
На примере взяты два цвета - красный и синий, причем с
равными показателями яркости и насыщенности. При этом несмотря на
равенство этих параметров, возникает ощущение того,что красный
квадрат "тяжелее" и больше. Более того, в данном случае красный цвет
выступает, движется по направлению к зрителю, в то время как синий
цвет кажется уходящим на задний план, удаляющимся.
Вместе с этим на следующем примере синий квадрат выходит на
передний план, кажется ближе красной фигуры. Даже этот простой
пример свидетельствует о бесконечных возможностях цвета к
видоизменению, мутации. Тем не менее далее мы все же попробуем
определить некоторые основные моменты пространственных эффектов
цвета.
Любая форма, перекрывающая другую кажется зрителю более близкой
Цвет и пространство
 |
Желтый - лучше всего привлекает внимание, это наиболее
видимый цвет. Его пространственной характеристикой является
выраженное движение наружу, желтый сложно "удержать" внутри
любой формы. |
 |
Красный - самый аггресивный цвет, обладающий способностью
выступать вперед, двигаться по направлению к зрителю. |
 |
Синий - относительно стабильный цвет, который имеет имеет
тенденцию отступать, уходить на задний план. |
 |
Ключевое слово для зеленого - спокойствие, при этом
зеленый в композиции стабилен, с некоторой тенденцией движения
к центру |
Color vs Color
Для сочетаний цветов можно определить следующие закономерности:
 |
Теплые цвета выступают, холодные отступают |
 |
Более яркие цвета выступают |
 |
Цвета с более высокими показателями насыщенности
выступают, приглушенные цвета уходят на задний план. |
 |
Более насыщенные оттенки холодных цветов все равно будут
выступать, менее насыщенные теплые цвета будут уходить на
задний план. |
 |
В композиции области наиболее сильного контраста
выступают, в то время как все остальное уходит на задний
план. |
Цвет и форма
Следует помнить, что дизайн в двух измерениях во многом основан
на отношениях "форма - фон". Любая форма, вне зависимости от ее
цвета будет выступать, при этом наибольшей способностью к движению
обладают угловатые геометрические формы: квадрат, ромб и т.д., более
ограничные, изогнутые формы обладают этой способностью в меньшей
мере.

Обратите внимание: фон данного изображения - насыщенный
теплый цвет, а цвет фигур - холодный, правило "фигура - фон" все
равно работает.
Выпуклые и вогнутые формы обладают различными характеристиками
движения. В то время как вогнутые формы пассивны и имеют тенденцию
сжиматься, двигаться вовнутрь, выпуклые формы смотрятся более
аггресивно, кажется что они движутся наружу. В выпукло-вогнутых
формах обе эти особенности объединены


Как видите эффект сохраняется, даже если цвет формы -
приглушенный холодный голубой, а цвет фона яркий насыщенный
оранжевый.
Эффект прозрачности
В данном случае эффект прозрачности был достигнут с помощью
третьего цвета, который получен из двух основныйх цветов
пересекающихся фигур. При этом цвет области пересечения содержит в
себе информацию о пространственных взаимоотношениях данных фигур,
создает третье измерение композиции. Хотя очевидно, что мы имеем
дело всего лишь с двумерной композицией.

В
первом случае кажется, что синяя полоска находится далеко внизу, во
втором она уже кажется ближе и в третьем желтый квадрат уже кажется
лежащим на синей фигуре.
Расположение цвета в пространстве
Нижняя часть композиции воспринимается как форма, в то время как
верхняя ее часть воспринимается как фон. Цвет нижней части вне
зависимости от характеристик насыщенности, яркости и теплоты будет
выступать. В основе этого эффекта лежит наш опыт визуального
восприятия - небо всегда вверху и удаляется, а дома, деревья и
прочие объекты находятся внизу и выступают на общем фоне.
Цвет и масса
И наконец, рассмотрим иллюзию массы цвета. Можно вывести три
основных правила:
- Темные цвета тяжелее светлых
- Насыщенные цвета тяжелее приглушенных
- Если значения яркости и насыщенности у двух цветов одинаковы,
то теплые оттенки будут казться более тяжелыми