Правила композиции
Целостность - в правильной композиции ни один из элементов
нельзя изъять, добавить или передвинуть без ущерба для целого. Для
нахождения целостной композиции обычно рассматривают будущее
изображение как набор пятен - силуэтов отдельных элементов, которые
компонуют на плоскости до достижения необходимого эффекта. Все
элементы композиции должны быть связаны чем-либо воедино - стилем
рисунка, выравниванием, цветами, размерами и т.д. Применительно к
вебдизайну - не может быть целостной композиция, где дизайн страницы
никак не перекликается с логотипом.
Выразительность - неформализуемое качество композиции,
проявляется в том, что изображение быстро захватывает внимание
зрителя, ясно показывает процессы, которые дизайнер хотел
отобразить. Фактически - это соотвествие вашей идеи и формы,
найденной для ее выражения. Когда зрители не понимают вашу идею -
скорее всего хромает композиция, а не восприятие зрителя :-)
Выразительность проявляется в умелом использовании
контрастов по цветам, светлоте, размерам. Например,
эффектно смотрятся объемные фигуры (контраст бликов и тени
предмета). Контраст тем выразительней, чем больше он соответствует
идее изображения (напр. контраст заголовка и текста по размеру
соотв. идее большей важности заголовка).
Выявление центра - подчеркивание той части, которая
выражает главную идею. Как правило, центр находится где-то чуть выше
середины экрана, но он может быть смещен каким-либо "активным"
элементом композиции - ярким, большим предметом, другим контрастным
объектом. Примером смещения композиции является картина Репина "Не
ждали", где зритель сначала теряется в догадках взирая на пустой
центр и затем видя направления вглядов всех участников композиции
смотрит на двоечника - центр композиции :-)
На практике часто используют метод выделения центра путем
вписывания композиции в простую геометрическую фигуру - квадрат,
ромб, треугольник (4,5,6 >), круг, овал. Типичный пример
- использование линий, соединяющих логотип и кнопки либо
очерчивающих весь экран и захватывающих кнопки.
Вместе с тем, необходимо лишь примерное следование геометрии со
смещениями, более ярко выделяющими центр.
Неоднородность плоскости изображения - различие в
восприятии объектов в зависимости от их положения в поле изображения
изучалась учеными экспериментально. В результате доказано:
1. Наклонные отрезки воспринимаются уходящими в глубину в сторону
конца отрезка, дальнего от края экрана.
2. Если один конец наклонного отрезка примыкает к краю экрана, то
"эффект объема" пропадает и отрезок воспринимается лежащим на той же
плоскости, что и плоскость края экрана.
3. Предмет дальше от края экрана воспринимается лежащим в
глубине, ближе - на поверхности.
4. Низ композиции воспринимается более тяжелым, устойчивым,
поэтому дисгармоничны композиции, где тяжелый верх (напр. большие
объемные буквы) и легкий низ (обычный текст). Тяжелые предметы
вверху создают ощущение их падения, напряжение (это м.б.
использовано как специальный прием).
Рассмотрите работы других вебдизайнеров под углом композиционных
правил и вы увидите, как часто эти правила нарушаются.
Дисбаланс композиции будет, как правило, тогда эффектно
смотрется, когда он сделан осознанно, а не допущен по незнанию.
Читайте учебники по живописи и ходите в картинные галереи!
Статьи по теме: