ГЛОССАРИЙ
- Автоматизированное рабочее место (АРМ, рабочая станция).
- Место оператора, оборудованное всеми средствами, необходимыми для
выполнения определённых функций. В системах обработки данных и учреждениях
обычно АРМ — это дисплей с клавиатурой, но может использоваться также и
принтер, внешние ЗУ и др.
- Автоматизированные обучающие системы (АОС).
- Комплексы программно-технических и учебно-методических средств,
обеспечивающих активную учебную деятельность: обучение конкретным знаниям,
проверку ответов учащихся, возможность подсказки, занимательность изучаемого
материала.
- Автоматизированные системы научных исследований (АСНИ).
- Предназначены для автоматизации научных экспериментов, а также для
осуществления моделирования исследуемых объектов, явлений и процессов,
изучение которых традиционными средствами затруднено или невозможно.
- Адаптер.
- Устройство связи компьютера с периферийными устройствами.
- Адрес.
- Номер конкретного байта оперативной памяти компьютера.
- Алгебра логики.
- Раздел математики, изучающий высказывания, рассматриваемые со стороны их
логических значений (истинности или ложности) и логических операций над ними.
- Алгоpитм.
- Заранее заданное понятное и точное предписание возможному исполнителю
совершить определенную последовательность действий для получения решения
задачи за конечное число шагов.
- Алфавит.
- Фиксированный для данного языка набор основных символов, т.е. "букв
алфавита", из которых должен состоять любой текст на этом языке. Никакие
другие символы в тексте не допускаются.
- Антивирусные программы.
- Программы, предотвращающие заражение компьютерным вирусом и ликвидирующие
последствия заражения.
- Арифметико-логическое устройство (АЛУ).
- Часть процессора, которая производит выполнение операций, предусмотренных
данным компьютером.
- Архитектура фон Неймана.
- Архитектура компьютера, имеющего одно арифметико-логическое устройство,
через которое проходит поток данных, и одно устройство управления, через
которое проходит поток команд.
- Архитектура компьютера.
- Логическая организация, структура и ресурсы компьютера, которые
может использовать программист. Определяет принципы действия, информационные
связи и взаимное соединение основных логических узлов компьютера.
- ASCII.
- Читается "аски". Американский стандартный код обмена информацией. Широко
используется для кодирования в виде байта букв, цифр, знаков операций и других
компьютерных символов.
- Аудиоадаптер (Sound Blaster, звуковая плата).
- Специальная электронная плата, которая позволяет записывать звук,
воспроизводить его и создавать программными средствами с помощью микрофона,
наушников, динамиков, встроенного синтезатора и другого оборудования.
- База данных.
- Один или несколько файлов данных, предназначенных для хранения, изменения
и обработки больших объемов взаимосвязанной информации.
- Байт.
- Группа из восьми битов, рассматриваемая при хранении данных как единое
целое.
- Библиотека стандартных подпрограмм.
- Совокупность подпрограмм, составленных на одном из языков программирования
и удовлетворяющих единым требованиям к структуре, организации их входов и
выходов, описаниям подпрограмм.
- Бит.
- Наименьшая единица информации в цифровом компьютере, принимающая значения
"0" или "1".
- Ввод.
- Считывание информации с внешнего устройства в память компьютера.
- Вещественное число.
- В информатике — тип данных, содержащий числа, записанные с десятичной
точкой и (или) с десятичным порядком.
- Видеоадаптер.
- Электронная плата, которая обрабатывает видеоданные (текст и графику) и
управляет работой дисплея. Содержит видеопамять, регистры ввода-вывода и
модуль BIOS. Посылает в дисплей сигналы управления яркостью лучей и сигналы
развёртки изображения.
- Вирус компьютерный.
- Специально написанная небольшая программа, которая может "приписывать"
себя к другим программам для выполнения каких-либо вредных действий — портит
файлы, "засоряет" оперативную память.
- Внешняя память.
- Совокупность запоминающих устройств для длительного хранения данных. В
состав внешней памяти входят накопители на гибких и жестких магнитных дисках,
оптические и магнито-оптические накопители, накопители на магнитной ленте. Во
внешней памяти обычно хранятся архивы программ и данных. Информация,
размещенная на внешних носителях, не зависит от того, включен или выключен
компьютер.
- Второе поколение компьютерной техники.
- Машины, созданные в 1955—65 гг. Элементная база — дискретные транзисторные
логические элементы. Оперативная память на магнитных сердечниках.
Высокопроизводительные устройства работы с магнитными лентами, магнитные
барабаны и диски. Быстродействие — до сотен тысяч операций в секунду, ёмкость
памяти — до нескольких десятков тысяч слов. Языки высокого уровня, широкий
набор библиотечных программ, мониторные системы, управляющие режимом
трансляции и исполнения программ.
- Вывод.
- Результаты работы программы, выдаваемые компьютером пользователю, другому
компьютеру или во внешнюю память.
- Выpажение.
- В языке программирования — запись правила для вычисления некоторого
значения. Строится из констант, пеpеменных и указателей функций, объединенных
знаками опеpаций.
- Гибкий (флоппи) диск.
- Круглая пластиковая пластина, покрытая с обеих строн магнитным окислом и
помещенная в защитную оболочку. Используется как носитель небольших объемов
информации.
- Графический редактор.
- Программа или комплекс программ, позволяющих создавать и редактировать
изображения на экране компьютера: рисовать линии, раскрашивать области экрана,
создавать надписи различными шрифтами, обрабатывать изображения, полученные с
помощью сканеров. Некоторые редакторы обеспечивают возможность получения
изображений трёхмерных объектов, их сечений и разворотов.
- Графопостроитель.
- Устройство для вывода из компьютера информации в виде графиков и чертежей
на неподвижную или вращающуюся на барабане бумагу.
- Джойстик.
- Стержень-ручка, отклонение которой от вертикального положения приводит к
передвижению курсора в соответствующем направлении по экрану дисплея. Часто
применяется в компьютерных играх.
- Диск.
- Круглая металлическая или пластмассовая пластина, покрытая магнитным
материалом, на которую информация наносится в виде концентрических дорожек,
разделённых на секторы.
- Дисковод.
- Устройство, управляющее вращением магнитного диска, чтением и записью
данных на нём.
- Дисплей.
- Устройство визуального отображения информации (в виде текста,
таблицы, рисунка, чертежа и др.) на экране электронно-лучевого прибора.
- Драйверы.
- Программы, расширяющие возможности операционной системы по управлению
устройствами ввода-вывода, оперативной памятью и т.д.; с помощью драйверов
возможно подключение к компьютеру новых устройств или нестандартное
использование имеющихся устройств.
- Идентификатор.
- Символическое имя переменной, которое идентифицирует её в программе.
- Инструментальные программные средства.
- Программы, используемые в ходе разработки, корректировки или развития
других программ: редакторы, отладчики, вспомогательные системные программы,
графические пакеты и др. По назначению близки системам программирования.
- Интегральная схема.
- Реализация электронной схемы, выполняющей некоторую функцию, в виде
единого полупроводникового кристалла, в котором изготовлены все компоненты,
необходимые для осуществления этой функции.
- Интегрированные пакеты программ.
- Пакеты программ, выполняющие ряд функций, для которых ранее создавались
специализированные программы — в частности, текстовые редакторы, электронные
таблицы, системы управления базами данных, программы построения графиков и
диаграмм.
- Интернет.
- Гигантская всемирная компьютерная сеть, объединяющая десятки тысяч сетей
всего мира. Её назначение — обеспечить любому желающему постоянный доступ к
любой информации. Интернет предлагает практически неограниченные
информационные ресурсы, полезные сведения, учёбу, развлечения, возможность
общения с компетентными людьми, услуги удалённого доступа, передачи файлов,
электронной почты и многое другое. Интернет обеспечивает принципиально новый
способ общения людей, не имеющий аналогов в мире.
- Интерпретатор.
- Разновидность транслятора. Переводит и выполняет программу с языка
высокого уровня в машинный код строка за строкой.
- Интерфейс.
- Электронная схема сопряжения двух устройств, обменивающихся информацией.
- Информатизация общества.
- Организованный социально-экономический и научно-технический процесс
создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и
реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного
самоуправления организаций, общественных объединений на основе формирования и
использования информационных ресурсов.
- Инфоpматика.
- Дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также
закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования,
передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности. За
понятием "информатика" закреплены области, связанные с разработкой, созданием,
использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки
информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также
организационные, коммерческие, административные и социально-политические
аспекты компьютеризации — массового внедрения компьютерной техники во все
области жизни людей. Информатика в самом своем существе базируется на
компьютерной технике.
- Информационная технология.
- Совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки
информации. Охватывает всю вычислительную технику, технику связи и, отчасти, —
бытовую электронику, телевизионное и радиовещание.
- Информационно-поисковая система (ИПС).
- Система, выполняющая функции хранения большого объёма информации, быстрого
поиска требуемой информации, добавления, удаления и изменения хранимой
информации, вывода её в удобном для человека виде.
- Информация.
- Сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах
и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы,
управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы. Применительно
к обработке данных на компьютерах — произвольная последовательность символов,
несущих смысловую нагрузку.
- Искусственный интеллект (ИИ).
- Дисциплина, изучающая возможность создания программ для решения задач,
которые требуют опредёленных интеллектуальных усилий при выполнении их
человеком. Примерами областей использования ИИ являются: игры, логический
вывод, обучение, понимание естественных языков, формирование планов, понимание
речи, доказательство теорем и визуальное восприятие.
- Исполнитель алгоритма.
- Человек или автомат (в частности, процессор компьютера), умеющий выполнять
определённый набор действий. Исполнителя хаpактеpизуют сpеда, элементаpные
действия, система команд, отказы.
- Итерационный цикл.
- Вид цикла, для которого число повторений операторов тела цикла заранее
неизвестно. На каждом шаге вычислений происходит последовательное приближение
и проверка условия достижения искомого результата. Выход из цикла
осуществляется в случае выполнения заданного условия.
- Каталог (директория, папка).
- Оглавление файлов. Доступен пользователю через командный язык операционной
системы. Его можно просматривать, переименовывать зарегистрированные в нём
файлы, переносить их содержимое на новое место и удалять. Часто имеет
иерархическую структуру.
- Клиент (рабочая станция).
- Любой компьютер, имеющий доступ к услугам сервера. Клиентом также называют
прикладную программу, которая от имени пользователя получает услуги сервера.
- Ключевое слово.
- Слово языка программирования, имеющее определённый смысл для транслятора.
Его нельзя использовать для других целей, например, в качестве имени
переменной.
- Команда.
- Описание элементарной операции, которую должен выполнить компьютер. Обычно
содержит код выполняемой операции, указания по определению операндов (или их
адресов), указания по размещению получаемого результата. Последовательность
команд образует программу.
- Компакт-диск (CD—ROM).
- Постоянное ЗУ, выполненное с использованием специальной оптической
технологии. В ряду запоминающих устройств занимает место между флоппи- и
жёстким дисками, являясь одновременно и мобильным и очень ёмким.
- Компилятор.
- Разновидность транслятора. Читает всю программу целиком, делает её перевод
и создаёт законченный вариант программы на машинном языке, который затем и
выполняется.
- Компьютер.
- Программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и
производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования
символами. Основу компьютеров образует аппаратура (HardWare), построенная, в
основном, с использованием электронных и электромеханических элементов и
устройств. Принцип действия компьютеров состоит в выполнении программ
(SoftWare) — заранее заданных, чётко определённых последовательностей
арифметических, логических и других операций.
- Компьютеризация.
- Задачи массового внедрения компьютеров во все области жизни, стоящие перед
странами как необходимое важное условие их прогресса и развития, а также
последствия, которые будут вызваны этим массовым внедрением компьютеров. Цель
компьютеризации — улучшение качества жизни людей за счёт увеличения
производительности и облегчения условий их труда.
- Контроллер.
- Устройство, которое связывает периферийное оборудование или каналы связи с
центральным процессором, освобождая процессор от непосредственного управления
функционированием данного оборудования.
- Курсор.
- Светящийся символ на экране дисплея, указывающий позицию, на которой будет
отображаться следующий вводимый с клавиатуры знак.
- Кэш.
- Сверхоперативная
память.
- Логический тип.
- Тип данных, представляемый значениями "истина" или "ложь"
("да" или "нет"). Иногда также называется булевским в честь
английского математика XIX века Джорджа Буля.
- Логический элемент (вентиль).
- Часть электронной логической схемы, выполняющая элементарную логическую
функцию.
- Логическое высказывание.
- Любoе пpедлoжение, в oтнoшении кoтopoгo мoжно oднoзначнo сказать, истиннo
oнo или лoжнo.
- Лэптоп (наколенник).
- Портативный компьютер, по своим размерам близкий к портфелю. По
быстродействию и памяти примерно соответствует настольным персональным
компьютерам.
- Манипуляторы (джойстик, мышь. трекболл и др.).
- Специальные устройства для управления курсором.
- Массив.
- Последовательность однотипных элементов, число которых фиксировано и
которым присвоено одно имя. Компьютерный эквивалент таблицы. Положение
элемента в массиве однозначно определяется его индексами.
- Математическая модель.
- Система математических соотношений — формул, уравнений, неравенств и т.д.,
отражающих существенные свойства объекта.
- Машинный язык.
- Совокупность машинных команд компьютера, отличающаяся количеством адресов
в команде, назначением информации, задаваемой в адресах, набором операций,
которые может выполнить машина, и др.
- Меню.
- Выведенный на экран дисплея список различных вариантов работы компьютера,
по которому можно сделать конкретный выбор.
- Микропроцессор.
- Процессор, выполненный в виде интегральной схемы. Состоит из цепей
управления, регистров, сумматоров, счётчиков команд, очень быстрой памяти
малого объёма.
- Микрокомпьютер.
- Компьютер, в котором в качестве управляющего и арифметического устройства
используется микропроцессор.
- Модем.
- Устройство, обеспечивающее преобразование цифровых сигналов компьютера в
переменный ток частоты звукового диапазона (модуляцию), а также обратное
преобразование (демодуляцию). Используется для соединения компьютера с другими
компьютерными системами через телефонную сеть.
- Мультимедиа.
- Собирательное понятие для различных компьютерных технологий, при которых
используется несколько информационных сред, таких, как графика, текст, видео,
фотография, движущиеся образы (анимация), звуковые эффекты, высококачественное
звуковое сопровождение. Мультимедиа-компьютер — это компьютер,
снабжённый аппаратными и программными средствами, реализующими технологию
мультимедиа.
- Мышь.
- Устройство управления курсором. Имеет вид небольшой коробки, умещающейся
на ладони. Связана с компьютером кабелем. Её движения трансформируются в
перемещения курсора по экрану дисплея.
- Накопитель на
жёстких магнитных дисках (винчестерский накопитель).
- Наиболее массовое запоминающее устройство большой ёмкости, в котором
носителями информации являются круглые алюминиевые пластины — платтеры, обе
поверхности которых покрыты слоем магнитного материала. Используется для
постоянного хранения больших объёмов информации.
- Ноутбук (блокнот).
- Портативный компьютер, по своим размерам близкий к книге крупного формата.
Помещается в портфель-дипломат. Обычно комплектуется модемом и снабжается
приводом CD—ROM.
- Оболочки.
- Программы, создаваемые для упрощения работы со сложными программными
системами, такими, например, как операционная система DOS. Они преобразуют
неудобный командный пользовательский интерфейс в дружественный графический
интерфейс или интерфейс типа "меню". Оболочки предоставляют пользователю
удобный доступ к файлам и обширные сервисные услуги.
- Обработка информации.
- В информатике — любое преобразование информации из одного вида в другой,
производимое по строгим формальным правилам.
- Оперативная память (ОЗУ).
- Быстрое запоминающее устройство не очень большого объёма, непосредственно
связанное с процессором и предназначенное для записи, считывания и хранения
выполняемых программ и данных, обрабатываемых этими программами.
- Оператор.
- Фраза алгоритмического языка, определяющая некоторый законченный этап
обработки данных. В состав опеpатоpов входят ключевые слова, данные, выpажения
и др.
- Операционная система.
- Комплекс взаимосвязанных программ, предназначенных для автоматизации
планирования и организации процесса обработки программ, ввода-вывода и
управления данными, распределения ресурсов, подготовки и отладки программ,
других вспомогательных операций обслуживания. Важнейшая часть программного
обеспечения.
- Описание.
- Раздел программы, идентифицирующий структуры данных, которыми должна
манипулировать программа, и описывающий их типы.
- Основание системы счисления.
- Количество различных цифр, используемых для изображения чисел в данной
системе счисления.
- Отладка (англ. debugging).
- Этап компьютерного решения задачи, при котором происходит устранение явных
ошибок в программе. Часто производится с использованием специальных
программных средств — отладчиков.
- Отладчик (англ. debugger).
- Программа, позволяющая исследовать внутреннее поведение разрабатываемой
программы. Обеспечивает пошаговое исполнение программы с остановкой после
каждой оператора, просмотр текущего значения переменной, нахождение значения
любого выражения и др.
- Пакеты прикладных программ (ППП).
- Специальным образом организованные программные комплексы, рассчитанные на
общее применение в определённой проблемной области и дополненные
соответствующей технической документацией.
- Палмтоп (наладонник).
- Самый маленький современный персональный компьютер. Умещается на ладони.
Магнитные диски в нём заменяет энергонезависимая электронная память. Нет и
накопителей на дисках — обмен информацией с обычными компьютерами идет по
линиям связи.
- Первое поколение компьютерной техники.
- Машины, созданные на рубеже 50-х годов. В схемах использовались
электронные лампы. Набор команд небольшой, схема арифметико-логического
устройства и устройства управления простая, программное обеспечение
практически отсутствовало. Быстродействие 10 — 20 тысяч операций в секунду.
- Переменная.
- Величина, значение которой может меняться в процессе выполнения программы.
- Персональный компьютер.
- Микрокомпьютер универсального назначения, рассчитанный на одного
пользователя и управляемый одним человеком.
- Подпрограмма.
- Самостоятельная часть программы, которая создаётся независимо от других
частей и затем вызывается по имени. Когда имя подпрограммы используется в
качестве оператора программы, выполняется вся группа операторов,
представляющая тело подпрограммы.
- Поколения компьютеров.
- Условная, нестрогая классификация вычислительных систем по степени
развития аппаратных и программных средств, а также способов общения с ними.
- Порты устройств.
- Электронные схемы, содержащие один или несколько регистров ввода-вывода и
позволяющие подключать периферийные устройства компьютера к внешним шинам
микропроцессора. Последовательный порт обменивается данными с процессором
побайтно, а с внешними устройствами — побитно. Параллельный порт получает и
посылает данные побайтно.
- Постоянная память (ПЗУ).
- Энергонезависимое запоминающее устройство, изготовленное в виде
микросхемы. Используется для хранения данных, не требующих изменения.
Содержание памяти специальным образом "зашивается" в ПЗУ при изготовлении. В
ПЗУ находятся программа управления работой самого процессора, программы
управления дисплеем, клавиатурой, принтером, внешней памятью, программы
запуска и остановки компьютера, тестирования устройств.
- Прикладная программа.
- Любая конкретная программа, способствующая решению какой-либо задачи в
пределах данной проблемной области.
- Принтер.
- Печатающее устройство. Преобразует закодированную информацию, выходящую из
процессора, в форму, удобную для чтения на бумаге.
- Принцип открытой архитектуры.
- 1. Регламентируются и стандартизируются только описание принципа
действия компьютера и его конфигурация (определённая совокупность аппаратных
средств и соединений между ними). Таким образом, компьютер можно собирать из
отдельных узлов и деталей, разработанных и изготовленных независимыми
фирмами-изготовителями.
2. Компьютер легко расширяется и
модернизируется за счёт наличия внутренних расширительных гнёзд, в которые
пользователь может вставлять разнообразные устройства, удовлетворяющие
заданному стандарту, и тем самым устанавливать конфигурацию своей машины в
соответствии со своими личными предпочтениями.
- Принципы фон-Неймана.
- 1.Принцип программного управления. Программа состоит из набора
команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в
определённой последовательности.
2.Принцип адресности. Основная
память состоит из перенумерованных ячеек; процессору времени доступна любая
ячейка.
3.Принцип однородности памяти. Программы и данные хранятся
в одной и той же памяти. Поэтому компьютер не различает, что хранится в данной
ячейке памяти — число, текст или команда. Над командами можно выполнять такие
же действия, как и над данными.
- Программное обеспечение (SoftWare).
- Совокупность программ, выполняемых компьютером, а также вся область
деятельности по проектированию и разработке программ.
- Прокрутка.
- Имитация программистом за столом выполнения программы на конкретном наборе
тестовых данных.
- Протокол коммуникации.
- Согласованный набор конкретных правил обмена информацией между разными
устройствами передачи данных. Имеются протоколы для скорости передачи,
форматов данных, контроля ошибок и др.
- Псевдокод.
- Система обозначений и правил, предназначенная для единообразной записи
алгоритмов. Занимает промежуточное место между естественным и формальным
языками.
- Регистр.
- Специальная запоминающая ячейка, выполняющая функции кратковременного
хранения числа или команды и выполнения над ними некоторых операций.
Отличается от ячейки памяти тем, что может не только хранить двоичный код, но
и преобразовывать его.
- Регистр команд.
- Регистр УУ для хранения кода команды на период времени, необходимый для её
выполнения.
- Сверхоперативная память.
- Очень быстрое ЗУ малого объёма. Используется для компенсации разницы в
скорости обработки информации процессором и несколько менее быстродействующей
оперативной памятью.
- Семантика.
- Система правил истолкования отдельных языковых конструкций. Определяет
смысловое значение предложений языка. Устанавливает, какие последовательности
действий описываются теми или иными фразами языка и какой алгоритм определён
данным текстом на алгоритмическом языке.
- Сервер.
- Высокопроизводительный компьютер с большим объёмом внешней памяти, который
обеспечивает обслуживание других компьютеров путем управления распределением
дорогостоящих ресурсов совместного пользования (программ, данных и
периферийного оборудования).
- Сеть компьютерная.
- Совокупность компьютеров, соединенных с помощью каналов связи и средств
коммутации в единую систему для обмена сообщениями и доступа пользователей к
программным, техническим, информационным и организационным ресурсам сети. По
степени географического распространения сети делятся на локальные, городские,
корпоративные, глобальные и др.
Локальная сеть (ЛВС) – связывает
ряд компьютеров в зоне, ограниченной пределами одной комнаты, здания или
предприятия.
Глобальная сеть (ГВС) — соединяет компьютеры, удалённые
географически на большие расстояния друг от друга. Отличается от локальной
сети более протяженными коммуникациями (спутниковыми, кабельными и
др.).
Городская сеть — обслуживает информационные потребности
большого города.
- Синтаксис.
- Набор правил построения фраз языка, позволяющий определить, какие
комбинации символов являются осмысленными предложениями в этом языке.
- Система команд.
- Совокупность операций, выполняемых некоторым компьютером.
- Система программирования.
- Система для разработки новых программ на конкретном языке
программирования. Предоставляет пользователю мощные и удобные средства
разработки программ: транслятор, редактор текстов программ, библиотеки
стандартных программ, отладчик и др.
- Система счисления.
- Совокупность приемов и правил, по которым записываются и читаются числа.
- Система телеконференций.
- Основанная на использовании компьютерной техники система, позволяющая
пользователям, несмотря на их взаимную удалённость в пространстве, а иногда, и
во времени, участвовать в совместных мероприятиях, таких, как организация и
управление сложными проектами.
- Система управления базами данных (СУБД).
- Система программного обеспечения, позволяющая обрабатывать обращения к
базе данных, поступающие от прикладных программ конечных пользователей.
- Системные программы.
- Программы общего пользования, выполняемые вместе с прикладными и служащие
для управления ресурсами компьютера — центральным процессором, памятью,
вводом-выводом.
- Системы автоматизированного проектирования (САПР).
- Комплексные программно-технические системы, предназначеные для выполнения
проектных работ с применением математических методов. Широко используются в
архитектуре, электронике, механике и др. В качестве входной информации в САПР
используются технические знания специалистов, которые вводят проектные
требования, уточняют результаты, проверяют полученную конструкцию, изменяют ее
и т.д. В САПР накапливается информация, поступающая из библиотек стандартов
(данные о типовых элементах конструкций, их размерах, стоимости и др.).
- Системы деловой графики.
- Программные системы, позволяющие создавать различные виды графиков и
диаграмм: гистограммы, круговые и секторные диаграммы и т.д.
- Системы научной и инженерной графики.
- Программные системы, позволяющие в цвете и в заданном масштабе отображать
на экране графики двумерных и трехмерных функций, заданных в табличном или
аналитическом виде, системы изолиний, в том числе и нанесенные на поверхность
объекта, сечения, проекции, карты и др.
- Сканер.
- Устройство для ввода в компьютер документов — текстов, чертежей, графиков,
рисунков, фотографий. Создаёт оцифрованное изображение документа и помещает
его в память компьютера.
- Сопровождение программ.
- Работы, связанные с обслуживанием программ в процессе их эксплуатации.
- Стример.
- Устройство для резервного копирования больших объёмов информации. В
качестве носителя применяются кассеты с магнитной лентой ёмкостью 1—2 Гбайта и
больше.
- Структурное программирование.
- Метод разработки программ, в частности, требующий разбиения программы на
небольшие независимые части (модули). Обеспечивает возможность проведения
строгого доказательства правильности программ, повышает уверенность в
правильности конечной программы.
- Сумматор.
- Электронная логическая схема, выполняющая суммирование двоичных чисел.
- Суперкомпьютер.
- Очень мощный компьютер с производительностью свыше 100 мегафлопов (1
мегафлоп — миллион операций с плавающей точкой в секунду). Представляет собой
многопроцессорный и (или) многомашинный комплекс, работающий на общую память и
общее поле внешних устройств. Архитектура основана на идеях параллелизма и
конвейеризации вычислений.
- Схема алгоритма (блок-схема).
- Графическое представление алгоритма в виде последовательности блоков,
соединённых стрелками.
- Счётчик команд.
- Регистр УУ, содержимое которого соответствует адресу очередной выполняемой
команды; служит для автоматической выборки команд программы из
последовательных ячеек памяти.
- Таблица истинности.
- Табличное представление логической схемы (операции), в котором перечислены
все возможные сочетания значений истинности входных сигналов (операндов)
вместе со значением истинности выходного сигнала (результата операции) для
каждого из этих сочетаний.
- Текстовый редактор.
- Программа для ввода и изменения текстовых данных (документов, книг,
программ, ... ). Обеспечивает редактирование строк текста, контекстный поиск и
замену частей текста, автоматическую нумерацию страниц, обработку и нумерацию
сносок, выравнивание краёв абзаца, проверку правописания слов и подбор
синонимов, построение оглавлений, распечатку текста на принтере и др.
- Тест.
- Некоторая совокупность данных для программы, а также точное описание всех
результатов, которые должна выработать программа на этих данных, в том виде,
как эти результаты должны быть выданы программой.
- Тестирование.
- Этап решения задачи на компьютере, в процессе которого проверяется
работоспособность программы, не содержащей явных ошибок.
- Тип данных.
- Понятие языка программирования, определяющее структуру констант,
переменных и других элементов данных, разрешенные их значения и операции,
которые можно над ними выполнять.
- Топология.
- Раздел математики, изучающий свойства фигур, не изменяющиеся при любых
деформациях, производимых без разрывов и склеиваний. Понятие топологии широко
используется при создании компьютерных сетей.
- Топология компьютерной сети.
- Логический и физический способ соединения компьютеров, кабелей и других
компонентов, в целом составляющих сеть. Топология характеризует свойства
сетей, не зависящие от их размеров. При этом не учитывается производительность
и принцип работы этих объектов, их типы, длины каналов, хотя при
проектировании эти факторы очень важны. Наиболее распространенные виды
топологий: линейная, кольцевая, древовидная, звездообразная, ячеистая,
полносвязная.
- Транслятор.
- Программа-переводчик. Преобразует программу, написанную на одном из языков
высокого уровня, в программу, состоящую из машинных команд.
- Трекболл.
- Устройство управления курсором. Небольшая коробка с шариком, встроенным в
верхнюю часть её корпуса. Пользователь рукой вращает шарик и перемещает,
соответственно, курсор.
- Третье поколение компьютерной техники.
- Семейства программно совместимых машин с развитыми операционными
системами. Обеспечивают мультипрограммирование. Быстродействие внутри
семейства от нескольких десятков тысяч до миллионов операций в секунду.
Ёмкость оперативной памяти — нескольких сотен тысяч слов. Элементная база —
интегральные схемы.
- Триггер.
- Электронная схема, широко применяемая в регистрах компьютера для надёжного
запоминания одного бита информации. Имеет два устойчивых состояния, которые
соответствуют двоичной "1" и двоичному "0".
- Упаковщики (архиваторы).
- Программы, позволяющие записывать информацию на дисках более плотно, а
также объединять копии нескольких файлов в один архивный файл.
- Устройство управления (УУ).
- Часть процессора, выполняющая функции управления устройствами компьютера.
- Файл.
- Именованная совокупность любых данных, размещенная на внешнем запоминающем
устройстве и хранимая, пересылаемая и обрабатываемая как единое целое. Файл
может содержать программу, числовые данные, текст, закодированное изображение
и др. Имя файла регистрируется в каталоге.
- Цикл.
- Приём в программировании, позволяющий многократно повторять одну и ту же
последовательность команд (операторов).
- Четвёртое поколение компьютерной техники.
- Теперешнее поколение машин, разработанных после 1970 года. Эти компьютеры
проектировались в расчёте на эффективное использование современных
высокоуровневых языков и упрощение процесса программирования для конечного
пользователя. Элементная база — интегральные схемы. Ёмкость ОЗУ — десятки
Мегабайт. Машины этого поколения представляют собой персональные компьютеры,
либо многопроцессорные и (или) многомашинные комплексы, работающие на общую
память и общее поле внешних устройств. Быстродействие до нескольких десятков -
сотен миллионов операций в секунду.
- Чувствительный экран.
- Позволяет осуществлять общение с компьютером путем прикосновения пальцем к
определённому месту экрана монитора.
- Штриховой код (бар-код).
- Серия широких и узких линий, в которых зашифрован номер торгового изделия.
Имеет большое распространение в организации компьютерного обслуживания
торговых предприятий.
- Экспертная система.
- Комплекс компьютерного программного обеспечения, помогающий человеку
принимать обоснованные решения. Использует информацию, полученную заранее от
экспертов — людей, которые в какой-либо области являются лучшими
специалистами. Хранит знания об определённой предметной области. Обладает
комплексом логических средств для выведения новых знаний, выявления
закономерностей, обнаружения противоречий и др.
- Электронный офис.
- Система автоматизации работы учреждения, основанная на использовании
компьютерной техники.
- Электронная почта.
- Система пересылки сообщений между пользователями вычислительных систем, в
которой компьютер берёт на себя все функции по хранению и пересылке сообщений.
- Электронная таблица.
- Программа, обрабатывающая таблицы, состоящие из строк и граф, на
пересечении которых располагаются клетки. В клетках содержится числовая
информация, формулы или текст. Значение в числовой клетке таблицы либо
записано, либо рассчитано по формуле. В формуле могут присутствовать обращения
к другим клеткам.
- Язык ассемблера.
- Система обозначений, используемая для представления в удобочитаемой форме
программ, записанных в машинном коде. Перевод программы с языка ассемблера на
машинный язык осуществляется специальной программой, которая называется
ассемблером и является, по сути, простейшим транслятором.
- Язык высокого уровня.
- Язык программирования, более близкий к естественному языку, чем машинный
код или язык ассемблера. Каждый оператор в нём соответствует нескольким
командам машинного кода или языка ассемблера.